Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 09.05.2024, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS
"ҚУМ СОАТ" МАДАНИЙ-МАЪРИФИЙ САЙТИ
Главная | Регистрация | Вход
"ҚУМСОАТ" САЙТИГА МАРҲАБО!ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В САЙТ "КУМСОАТ"


       "ҚУМСОАТ" САЙТИГА
            МАРҲАБО!
  Ҳурматли Ватандош! Сизга чексиз ҳурмат ва эҳтиромимни билдирган ҳолда, агарда мана шу сайт сизнинг юрагингизнинг тўрида она юртимиз, заҳматкаш халқимиз, буюк тарихимиз ва шубҳасиз порлоқ келажагимиз ҳақида илиқ туйғулар уйғотган бўлса, ўзимни бахтиёр ҳисоблайман! 

  2007 йилнинг январида очилган ушбу сайт дунё ўзбекларига аталган бўлиб, халқимизнинг тарихи, маданияти ва урф-одатларини тарғибот қилади.Мақолаларни бўлимларга кириб ўзбек ва рус тилларида ўқишингиз мумкин.Шунингдек, сайтимизга кириб, дунёда ва минтақада бўлиб ўтаётган янгиликлардан хабардор бўласиз.

                                    Камоли  эҳтиром ила сайт администратори

                                 Сарвар МИРЗО.

Муаллифлик ҳуқуқлари бўйича саволлар туғилса, дарҳол хабар қилинг, изоҳ ёзинг, хат йўлланг.Сайтимизда кимларнингдир шахсиятига тегадиган изоҳлар қодириш ман этилади, шунинг учун олиб ташланади.


Сайт создан для узбеков всего мира, пропагандирует историю,культуру и традиции узбекского народа, делится новостями, происходящими в регионах и  в мире.

 

       

Қум соат
Муаллиф:  Muslimaat.uz
 

                                                                                     
                                                                                          


Қум соатга ўхшайди умр,
Ҳар зарраси Аллоҳнинг куни.
Бир нафаси учун минг шукр
Қилсак камдир, англайлик буни.

Одам бўлиб келдик, минг шукр,
Мумкин эди хас бўлиб келмоқ.
Розиқ берди ҳам ризқ, ҳам умр,
Мумкин эди туғилмай ўлмоқ.

Бу дунёда номимиз инсон,
Хашоратмас, ҳайвон ҳам эмас.
Хизмат қилар бизга ер, осмон,
Мен кимман-у, сен кимсан демас.

Рўзимиз бор, ризқимиз тайин,
Аммо олчоқ кўз тўймас ҳамон.
Кўпайсин дер кўп бўлган сайин,
Четга чиқар садоқат, иймон.

Гар қилолсак мошдай яхшилик, 
Тоғдай миннат тошин отмайлик.
Беролмасак, сўзлайлик илиқ,
Берганларни «чайнаб» ётмайлик.

Умр асли синов соати,
Ҳамма бунда беш кунлик меҳмон.
Сарҳисобнинг етгач муддати
Ҳаққин олар яхшию, ёмон.

Тарозига қўйилган маҳал
Савоб келсин гуноҳдан оғир.
Охиратда қилмасин маҳтал, 
Насиб этсин раҳматин Қодир.

Навбат кутар энг сўнгги зарра
Вақти тугар, тўхтар ҳаракат.
Бағрин очар охирги марра,
Фақат Аллоҳ азал ва абад.

Ечимини топар ҳар тугун, 
Хок бўламиз охир-оқибат
Ҳаммасига ясайди якун
Амр бўлгач, оддий қумсоат.....
Мирқодир ХУДОЙБЕРГАНОВ
     Ҳидоят журналидан олинди.

Теперь немного об узбеках

 

 

Говоря о формировании современных среднеазиатских общин в Астраханской облас­ти, необходимо отметить, что до революции население Сред­ней Азии не отличалось высокой территориальной мобильностью. Первые крупные перемещения связаны с Великой Отечественной войной, в которой при­нимала участие значительная часть среднеазиатского населения. В последующие го­ды люди выезжали за пределы своего региона по самым разным причи­нам - на службу в армии, работу на российских предприятиях, учебу. Часть выходцев из Средней Азии оставалась в России, у них появлялись семьи, формировался круг общения на новом месте жительства. Таким об­разом, появлялись своего рода «ядра», вокруг которых в последние годы стало происходить формирование общин в связи со всплеском трудовой миграции из Средней Азии. Именно такой «сценарий» развития событий мы видим в Астраханской области, где в 1990-2000-е гг. сформировались крупные узбекская и таджикская общины.

В 1996 г. при областной администрации было зарегистрировано объединение узбекистанцев «Астраханская областная общественная организация узбекской культуры "Узбекистон"» (лидер объединения - Б.Р. Аминов, родом из Хорезма, в Астрахани живет с 1985 г.). С момента своего создания общество вело активную рабо­ту. Так, в 1997 г. именно в узбекском обществе родилась идея проведения праздника Навруз. С тех времен и по сегодняшний день Навруз проводится в городском Центральном парке культуры и отдыха «Аркадия»; сейчас праздник отмечается с большим размахом, в нём принимает участие большинство национальных общин региона. Общество также организовало в Астраханском этнографическом музее экспозицию, посвященную узбек­ской культуре.

Национальное общество «Узбекистон» арендует собственный офис в центральном районе Астрахани. Материальная сторона деятельности общества также во многом обеспечивается за счет собственной коммерческой деятельности ее лидера. Значительную часть собственных средств он на­правляет на аренду и поддержание деятельности общины. Кроме того, члены общины также оказывают материальную помощь объединению, на эти деньги проводятся различные мероприятия, встречи и праздники.

По сведениям Всероссийской переписи 2002 г., в Астраханской области про­живает 1 030 узбеков. Хотя, по некоторым оценкам, численность узбекской диаспоры в Астраханской области достигает 5 тыс. чел., а учётом нелегальных мигрантов эта цифра составляет 15 тыс. чел.(Зотова Н.А. Узбекская и таджикская общины в Астраханской области // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань, 11 апреля 2007 г. / Сост. и отв. ред. А.В. Сызранов, Д.В. Васильев. Астрахань, 2007. С. 151.)

    Большинство приезжающих узбеков не планируют оставаться в Российской Федерации и получить российское гражданство. В основном люди приезжают на сезонную работу. Основные сферы за­нятости - это сельское хозяйство и строительство.

      Еще одной категорией сезонных мигрантов являются торговцы-«челночники». В основном они торгуют на крупнейшем рынке Астрахани - Больших Исадах. В крытом павильоне, называемом Узбек-базаром, большую часть тор­говцев составляют узбеки; среди них много женщин. Сегодня, однако, количество «челноков» резко сократилось. Место за прилавками заняли узбеки, уже получившие российское гражданство, либо нанятые россияне.

В целом, узбекская диаспора в Астрахани хорошо интегрирована в общество. Ряд узбеков являются успешными предпринимателями, владельцами торговых точек, магазинов, есть несколько узбекских кафе. Одна из важнейших проблем - адаптация мигрантов к условиям иной среды и интеграция в российское общество. К сожалению, органы власти не уделяют ей должного внимания. Зато общество проводит регулярные встречи и собеседования с теми, кто решил обосноваться в Астрахани, им помогают узнать законы, проинформировать о возможностях найти работу и жилье, дать совет. Таким образом, община выполняет очень важную роль своеобразного амортизатора для новоприбывших мигрантов и постоянных членов диаспоры.

Еще одним значимым показателем того, что узбекская община существу­ет как живой организм, является восстановление древней традиции мужских собраний - джура. Институт мужских собраний, функционировавший в Средней Азии на протяжении веков, к середине - концу XX в. мало где реги­стрировался. Крайне важным представляется то, что по инициативе лидеров узбекской общины традиция возродилась уже на новом месте, в Астрахан­ской области. Старшие члены общины еженедельно собираются по пятни­цам, готовится небольшое угощение. За угощением ведутся беседы, обсуж­даются важные проблемы. Если члены общины считают, например, что су­ществует та или иная проблема с некими молодыми людьми, их (и даже их родителей) могут пригласить на собрание. По примеру старших молодые члены узбекской общины также организовали молодежную джуру.

 

Б.Р. Аминов

(Российская Федерация)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УЗБЕКСКОЙ КУЛЬТУРЫ «УЗБЕКИСТОН»

 

 Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистон» официально зарегистрирована в 1996 г., хотя ведет свою деятельность с 1993 г. Основными задачами узбекского общества являются сохранение и развитие узбекского языка и культуры, проведение национальных праздников, помощь в адаптации этнических узбеков и узбекистанцев, в целях гармонизации межнациональных отношений, формирования и укрепления толерантного сознания астраханцев, а также на взаимодействие с национально-культурными объединениями (НКО) в рамках проводимой в Астраханской области национальной политики.

 На сегодняшний день в Астраханской области постоянно проживают не менее десяти тысяч этнических узбеков, и около 30 тысяч граждан Узбекистана – из числа сезонных рабочих. С уверенностью можно сказать, что национально-культурное общество объединяет всех проживающих узбеков на территории Астраханской области. За все годы существования нашей организации удалось сделать многое.

 Одним из первых крупных мероприятий в 1997 г. стало празднование Дня независимости Узбекистана, с участием представителей областной администрации и национально-культурных обществ региона.

 21 марта 1997 г. общество «Узбекистон», собрав на территории базы отдыха представителей национальных обществ и учреждений культуры Астраханской области, отметил праздник «Навруз», тем самым став инициатором проведения нового ежегодного областного праздника.

 С 1998-2001 гг. молодёжным сектором общества и студентами Астраханского филиала Волгоградской академии государственной службы проводилась обширная архивная историко-этнографическая работа в Архивах и библиотеках города, давшая полезные научно-практические результаты. Например, были обнаружены документы о многовековых корнях и торговых отношениях узбеков на территории Астраханской области. Так, в Астрахани существовало Бухарское торговые подворье, а первый посол из Ташкента посетил Астрахань в 1561 г.

1998 год начался с серии телевизионных передач на областном телевидении и газетных статьей об истории узбеков на территории области и деятельности регионального общества. В составе астраханской делегации во главе с Министром внешнеэкономических связей - Аскаром Николаевичем Кабикеевым мы посетили город Ташкент, установили сотрудничество с Министерством культуры Узбекистана, Республиканским Интернациональным центром, а также видными общественными деятелями страны. Были также встреч на высоком уровне в Министерстве внешнеэкономических связей Республики Узбекистан, Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан и других.

 Для нас одним из заметных событий 1999 г. стало проведение культурного вечера памяти великого ученого Улугбека в стенах Астраханского филиала Волгоградской академии государственной службы, с участием музыкантов и артистов из Республики Узбекистан.

 В этом же году обществом был организован танцевальный коллектив «Узбекистон гуллари», впоследствии ставшие многократными участниками и призеры региональных культурно-массовых мероприятий.

 С 2000 г. обществом постоянно проводится мероприятия, посвященные Дню Победы, с участием ветеранов Великой Отечественной Войны.

 В 2001 г. создан молодёжный сектор организации, активно помогающий во всех наших мероприятиях.

 В 2001 г. была открыта узбекская экспозиция в музее этнографии Астраханского Кремля. Одновременно нами создана небольшая библиотека на базе общественной организации.

 Общество «Узбекистон» также активно принимает участие в других региональных мероприятиях, таких как «День города», «День России», «Астрахань многонациональная» и др.

 При обществе «Узбекистон» функционирует спортивная секция, некоторые ребята действительно показывают хорошие спортивные результаты во всероссийских турнирах. Среди них Хусинбай Атажанов, многократный чемпион по армейскому рукопашному бою.

 Деятельность общества не ограничивается проведением культурных мероприятий, общество ежегодно проводит круглые столы по самым актуальным темам. Среди них тема миграции и адаптации переселенцев. С 2007 г. на основе Меморандума о взаимопонимании, заключенное с Международной организацией по миграции нами была оказана помощь более 1000 человек в восстановлении утерянных документов, бесплатно предоставлялось временное жилье и продукты питания.

 С 2006 г. общество «Узбекистон» является представителем Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистана в Астраханской области и членом Астраханской Торгово-промышленной палаты.

 Для горожан стали традиционными проведение творческих мероприятий памяти Алишера Навои, Бабура, Авиценны, оставивших яркий след в мировой истории.  Общество «Узбекистон» проводит активную совместную работу в рамках уставных обязательств с администрацией города Астрахани, администрацией Красноярского, Приволжского, Камызякского и др. районов. Председатель общества является членом этноконсультативного совета при губернаторе Астраханской области и общественного совета при мэре города Астрахани.

 

 

А.В. Сызранов

(Российская Федерация)

 

НАСЕЛЕНИЕ БУХАРСКОГО ТОРГОВОГО ДВОРА

В АСТРАХАНИ В XVI-XIXВВ.

 

 Одной из важнейших задач в истории Астрахани является, на наш взгляд, вопрос о формировании населения т.н. «восточных колоний». История возникновения этих анклавов в городе связана с давними контактами, существовавшими между Нижнем Поволжьем и странами Востока. Обоюдная заинтересованность в обмене привела к тому, что торговые связи, ослабевшие в первой половине XVIв. - период усобиц ногайских мирз, политической и экономической нестабильности Астраханского ханства и его завоевания Иваном IVГрозным, быстро восстановились во второй половине XVIв., и в Астрахани стали систематически появляться купцы из Персии, Средней Азии, Османской империи, Крымского ханства и др. Первые сведения о восточных купцах в Астрахани содержаться у Э. Дженкинсона (1558 г.)[1], К. Бэрроу (1579 г.)[2], Дона Хуана Персидского (1599 г.)[3].

 Желая облегчить задачу контроля над восточными купцами, местные власти отвели для приезжих торговцев особые места. Так, видимо, в последней четверти XVIв.[4] или в первой четверти ХVII в.[5] возникли первые астраханские гостиные дворы: Бухарский и Гилянский. На Гилянском останавливались купцы из Персии и Закавказья, на Бухарском – купцы из Средней Азии и Индии. Эти дворы стали тем ядром, на основе которого сложились астраханские восточные колонии[6].

Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий (Эльшлегер, 1603-1671), посетивший Астрахань в 1636 г., писал: «В городе (Астрахани. – А.С.) проживают русские, персияне, индейцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Также бухарцы, крымские и ногайские татары, армяне, христиане, и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность, так что город этот доставляют царю (Михаилу Фёдоровичу Романову. – А.С.) ежегодно громадные суммы…»[7].

 Издание в 1667 г. Новоторгового устава способствовало превращению Астрахани в центр русско-восточной торговли. В 1673 г. в Земляном городе по инициативе властей были устроены новые Бухарский, а также Агрыжанский и Гилянские торговые дворы, или слободы. А в 1681 г. правительство разрешило селиться в Астрахани на постоянное место жительства бухарцам, индийцам, персам и др.[8]

 В Агрыжанской слободе жили потомки смешанных браков индийцев с татарками, которые назывались «агрыжане» или «агрыжанские татары»[9]. В Гилянской слободе жили собственно персы (судя по названию слободы, в основном гилянцы) и «татары Гилянского двора» - потомки персов и татарок[10].

 В Бухарской слободе жили «татары Бухарского двора» - «вышедшие с давних времён из Бухары»[11], которых ещё называли «бухарцами»[12]. Однако, среди жителей Бухарского двора были выходцы не только из Бухары, но и из Хивы – «хивинцы»[13]. Здесь необходимо заметить, что в XVIIи XVIIIвв. русские и по их примеру западные европейцы называли «бухарцами» всех купцов и выходцев из Мавераннахра[14] – узбекского Бухарского ханства, а их страну «Бухарией». Тот же термин был произвольно распространён и на Кашгарию[15], которую в противоположность территории Бухарского ханства - «Великая Бухария» - стали называть «Малой Бухарией»[16]. «Хивинцами» же называли выходцев из другого узбекского государства - Хивинского ханства, или Хорезма.

 Некоторые исследователи именуют астраханских «бухарцев» «сартами»[17]. «Сарт» - вышедший ныне из употребления термин, которым в дореволюционной Средней Азии обозначалось обычно ремесленное и торговое население, преимущественно городское, а в некоторых случаях и осёдлые сельские жители, ираноязычные и тюркоязычные, в противоположность кочевникам. Значение слова «сарт» менялось со временем. В средние века, начиная с XIв., термин «сарт» в среднеазиатских источниках применялся в значении «купец». Для кочевых узбеков, завоевавших в начале XVIв. владения Тимуридов – Мавераннахр и Хорасан[18], сартами являлись осёдлые жители покорённой ими страны в противоположность завоевателям-узбекам и союзным с ними кочевым народам. Впоследствии этот термин приобрёл отчасти этническое содержание, но значение его изменялось в зависимости от времени и местных условий в различных частях Средней Азии. Так, «сартами» называли таджиков, сохранявших свой язык, а также тех таджиков, кто воспринял тюркский язык и впоследствии слился с узбеками; в Фергане[19] в XIXв. «сартами» именовалось осёдлое население, состоявшее из узбеков и таджиков. В начале XXв. термин «сарт» стал тождественным термину «тюрк». «Сартами» стали называться только горожане-тюрки в противоположность не только кочевникам, но и таджикам. Впоследствии термин «сарт» был вытеснен термином «узбек»[20]. Часто в этнографической литературе можно встретить утверждение, что сарты – это «тюркизированные иранцы», или «сарты у узбеков составляют тот первоначальный пласт, который образовался в результате тюркизации древних оседлых ираноязычных народов и оседания древних тюркоязычных народов в Средней Азии…»[21]. Более вероятной, однако, представляется точка зрения этнографа Б.Х. Кармышевой, что сарты «сложились в результате взаимодействия тюркских и иранских групп, а не чьего-либо одностороннего влияния»[22]. Возвращаясь непосредственно к вопросу о том, были ли среди астраханских «бухарцев» сарты (или называли ли узбеков в Астрахани «сартами»), следует отметить, что данная тема остаётся открытой и требует дополнительной научной разработки.

 Часть «татар Бухарского двора» кочевала. По сообщению П.И. Небольсина, 25 семейств, или кибиток «Татар Бухарского двора» кочевали вместе с алабугатскими татарами[23]. Кстати, в составе последних был род «сарт»[24], и это, пожалуй, единственное известное нам этнографическое свидетельство сартского «следа» в этнической истории Астраханского края.

 В XVII-XVIIIвв. население слобод/дворов как иностранцы были освобождены от тягла и повинностей в пользу Российского государства. Они платили только таможенные пошлины, «поамбарщину» за наём лавок, «пожилое» за право жить в Астрахани. Жители колоний пользовались свободой вероисповедания и могли беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды. В административном отношении колонии представляли собой особые самоуправляемые общины, во главе которых стояли выборные лица. Они следили за соблюдением правил внутреннего распорядка, решали возникавшие внутри общины конфликты и представляли её во время переговоров с царской администрацией. Население колоний не было, однако, совершенно независимо. Оно подчинялось местной власти в таких вопросах, как передвижение по России, оценка товаров и определение пошлин; обязано было оформлять в местных органах разные частные сделки, подлежало русскому суду за тайный провоз товаров и когда возникали конфликты с русскими людьми, населением других колоний или приезжими восточными купцами. Основным занятием жителей колоний была торговля[25]. Занимались также ростовщичеством, ремеслами (кожевничеством, крашением тканей), огородничеством.

 П.И. Небольсин пишет: «До 1836 года общество Татар Бухарского, Гилянского и Агрыжанского Дворов представляло собой отдельное привилегированное сословие, пользовавшееся правом свободной торговли, без всякого взноса гильдейских пошлин… С 1836 года Татары этого общества, впредь до совершенного уравнения их с коренными Русскими во всех податях и повинностях, обложены особым сбором в 5 тыс. руб. асс. с души и рекрутчиной…»[26].

 В источниках XIXв. «бухарские татары» считались частью татарского населения Астрахани[27]. По мнению современного казанского исследователя Д.М. Исхакова, татары трёх дворов, в т.ч. и татары Бухарского двора были ассимилированы астраханскими (юртовскими) татарами и средневолжскими татарами-переселенцами к середине XIXв.[28] Это мнение находит прямое подтверждение у П.И. Небольсина[29]. Сходной оказалась судьба «бухарцев» и «хивинцев» в г. Оренбурге, там они вошли в состав сибирских татар.

Copyright MyCorp © 2024